На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Любители истории

74 976 подписчиков

Свежие комментарии

  • Владимир Алтайцев
    врёшь, подонок. Сталин  этого не мог сказать. Засунь себе в очко  измышления Солженицера АбрамаПочему Курчатов с...
  • Владимир Алтайцев
    Врёшь, мразь. Амнистировал не Берия, а  ВЦИК  СССР.Почему Курчатов с...
  • Илдар Гилязетдинов
    Он один из всех ТЕХ  разведчиков и пьяных командиров, ВКЛЮЧАЯ   и ВЫШЕСТОЯЩИХ . которым надо ОБЪЯСНИТЬ и согласовать ...Александр Матросо...

Катастрофа «Осоавиахима-1»: зачем Сталину нужны были стратостаты

В СССР испытали 8 стратостатов, и только первый полет прошел сравнительно удачно, никто из воздухоплавателей не погиб, а летательный аппарат справился со своими задачами. Катастрофа «Осоавиахима-1» не остановила Сталина – он приказал продолжить работу над испытанием подобных аэростатов.

«…Кончаю. Скоро удар…»

Как писал в своей книге «Утерянные победы советской авиации» Михаил Маслов, вначале проект этого аэростата разрабатывало бюро воздушной техники при ленинградском Осоавиахиме, руководил проектом один из трех будущих воздухоплавателей на данном стратостате Андрей Васенко. Изготовлять стратостат начали в 1932 году. Оболочка аппарата имела объем, превышающий при наполнении 22 тысячи кубометров. Обшивка конструкции была сварной, в кабине устроили 4 герметичных иллюминатора.

Стартовал «Осоавихим» 30 января 1934 года с подмосковной площадки (поселок Кунцево). В экипаже были командир Павел Федосеенко, бортинженер Андрей Васенко и научный сотрудник Илья Усыскин. Стратостат должен был вести непрерывную радиосвязь с землей, у него имелся позывной «Сириус». Данный полет широко освещался в советских СМИ, радиостанция имени Коминтерна на протяжении нескольких часов транслировала сообщения о нем, «Осоавихим» постоянно принимал поздравительные радиограммы. Воздухоплаватели и сами были воодушевлены, радировали на землю просьбы присвоить стратостату имя Сталина.

Через 2,5 часа стратостат достиг высоты в 20,6 км – это был второй мировой рекорд (первый, 19-километровый – у стратостата «СССР-1»). Затем были радиосообщения о том, что стратонавты проводят научные наблюдения и опыты. Однако в полдень связь прервалась. Как пишет издание gazeta.ru, около часа дня некий гомельский радиолюбитель поймал радиограмму воздухоплавателей, в которой сообщалось, что стратостат обледенел и падает. Последними словами радиста были: «Кончаю, скоро удар...».

По официальной версии и опросам свидетелей катастрофы, жителей мордовской деревни Потиж-Острог, гондола аэростата упала на землю в пятом часу дня. Все трое воздухоплавателей погибли.

Причины катастрофы

В официальном заключении о причинах трагедии «Осоавиахима-1» (оно было опубликовано в советской прессе) говорится, что крушение стратостата произошло из-за его прогрессивно возрастающей скорости при снижении, в результате чего, очевидно, разорвались части строп и равновесие всей системы нарушилось. Все это спровоцировало отрыв гондолы от оболочки и удар ее о землю.

По мнению научного сотрудника Института истории естествознания и техники РАН Дмитрия Соболева, эксперта в области использования стратостатов, причиной крушения могла послужить воздействовавшая на резину «Осоавиахима-1» солнечная радиация – оболочка потеряла герметичность и начала пропускать водород. Как позже установили эксперты, если бы стратостат остановился на 21-километровой высоте, возможно, трагедии бы и не случилось – это был оптимальный высотный предел для такого рода аппаратов.

Сталин не собирался останавливаться

Урны с прахом для захоронения в Кремлевской стене нес не только Иосиф Сталин, но и Вячеслав Молотов с Климом Ворошиловым. Некрологи о героях стратосферы опубликовали все советские газеты, а самих погибших посмертно наградили орденами Ленина. Отечественный публицист Игорь Пыхалов, автор ряда комплиментарных книг об Иосифе Сталине, полагает, что личное участие главы государства в похоронах погибших испытателей стратостата – одно из подтверждений того, что Сталин не стремился скрывать недостатки тех или иных советских технических проектов.

Однако оппоненты Пыхалова убеждены, что дело в другом: в советской печати довольно подробно освещались подготовка к этому полету, пристально следила за ним и зарубежная пресса. Соответственно, не рассказать о последствиях испытания «Осоавиахима-1» и не упомянуть о причинах его трагического финала было уже нельзя.

Кроме того, как писали в своей научной работе «Полеты в статосферу в СССР в 30-е годы» кандидаты технических наук Юрий Дружинин и Дмитрий Соболев, у Сталина были основания считать использование таких аэростатов перспективным – в сентябре 1933 года стратостат «СССР-1» установил 19-километровый мировой рекорд набора высоты и успешно приземлился на землю.

Однако дальнейшие испытания таких аэростатов при жизни Сталина оказались менее успешными – «СССР-2» в 1934 году потерпел катастрофу еще до поднятия с земли (сгорела оболочка), у «СССР-1-бис» в 1935 году при снижении оболочка повредилась и двум испытателям пришлось прыгать с парашютами, при аварийном снижении «Союза-3» в 1937 году трое испытателей получили ранения, а в результате падения субстратостата ВВА-1 в 1938 году четверо воздухоплавателей погибли. В 1940 году при взлете стратостата «Осоавиахим-2» гондола отделилась от оболочки и упала на землю, двое пилотов получили ушибы.

… Последний советский стратостат «Волга» запустили в 1962 году. При катапультировании с 25-километровой высоты один из двух воздухоплавателей погиб – у него разгерметизировался скафандр (температура за бортом достигала минус 65˚).

Николай Сыромятников

https://russian7.ru/post/katastrofa-osoaviakhima-1-zachem-st...

Картина дня

наверх