На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Любители истории

74 865 подписчиков

Свежие комментарии

  • Владимир Алтайцев
    Когда  же  ты сдохнешь, падаль смердящая?Берия: мифы и факты
  • Владимир Жатков
    Доброго времени суток, Анатолий! Пишет Владимир Жатков руководитель экспедиции 1984 (р. Кова 84). Надо переговорить. ...Страшная тайна «Ч...
  • Александр Теплов
    Знаете люди привыкли чтобы придать лоск восхваляемому герою писать только положительные качества. Но не всё в характе...Сидор Ковпак: гла...

Броня русской армии

Сим­во­лом оте­чес­твен­ной во­ен­ной мо­щи в XX ве­ке при­нято счи­тать тан­ко­вые вой­ска. Но так бы­ло не всег­да. В го­ды Пер­вой ми­ровой вой­ны, еще до мас­со­вого по­яв­ле­ния на фрон­тах тан­ков, Рос­сия уже сос­то­ялась как ве­ликая «бро­невая дер­жа­ва». Не­уда­чи рус­ской ар­мии при­нято спи­сывать на «тех­ни­чес­кую от­ста­лость» и «кос­ность чи­нов­ни­ков», од­на­ко что ка­са­ет­ся бро­нетех­ни­ки — в этой об­ласти мы всег­да бы­ли на ли­диру­ющих по­зици­ях.

Во вре­мя Ве­ликой вой­ны рус­ские бро­не­ав­то­моби­ли не ус­ту­пали по ка­чес­тву луч­шим ан­глий­ским об­разцам, а бро­непо­ез­да во­об­ще не име­ли се­бе рав­ных. Тех­ни­чес­кие ре­шения, при­меняв­ши­еся при их из­го­тов­ле­нии, на­дол­го обог­на­ли свое вре­мя.

 

Ока­залось, что нес­мотря на куль­ти­виро­вав­шу­юся у нас все со­вет­ские го­ды те­орию о ту­пос­ти и кос­ности цар­ских во­ен­ных чи­нов­ни­ков, у ис­то­ков бро­нево­го де­ла в на­шей стра­не сто­яли та­лан­тли­вые конс­трук­то­ры, опыт­ные ин­же­неры и бо­евые ко­ман­ди­ры, от­да­вав­шие слу­жению Оте­чес­тву всю свою энер­гию, все си­лы и зна­ния. Ге­нерал-лей­те­нант Фи­латов, ге­нерал-май­оры Сек­ре­тев и Ко­лобов, пол­ковни­ки Бу­тузов и Доб­ржанский, ка­пита­ны Гур­дов, Ба­жанов, Кон­ды­рин, Ха­лец­кий, Дзу­га­ев, Мик­ла­шев­ский, штабс-ка­пита­ны Мгеб­ров, Нек­ра­сов, Бы­лин­ский, Поп­лавко, Ме­щере­нинов, лей­те­нант фло­та Уль­янов, пра­пор­щи­ки Вон­лярляр­ский, Уля­тов­ский, Кег­ресс, Кар­пов и де­сят­ки дру­гих офи­церов яв­ля­лись цве­том Рус­ской Ар­мии, ее сла­вой и гор­достью.

Создателем первой бронированной части в России был Александр Николаевич Добржанский. По­лучив не­об­хо­димую под­дер­жку в «вер­хах», в пер­вых чис­лах сен­тября 1914 го­да Доб­ржанский сос­та­вил «схе­мати­чес­кий чер­теж бро­нево­го ав­то­моби­ля» (или как мы ска­зали бы се­год­ня — эс­кизный про­ект).

  Де­таль­ный про­ект бро­ниров­ки и ра­бочие чер­те­жи раз­ра­ботал ин­же­нер-ме­ханик Гра­уэн, а пос­трой­ку ма­шин по­ручи­ли бро­неп­ро­кат­ной мас­тер­ской № 2 Ижор­ско­го за­вода Мор­ско­го ве­домс­тва. Раз­ра­бот­ку пу­лемет­ных ус­та­новок для это­го Доб­ржанский по­ручил конс­трук­то­ру-ору­жей­ни­ку пол­ковни­ку Со­коло­ву. На каж­дом «Рус­со-Бал­те» сос­то­яло три 7,62-мм пу­леме­та Мак­си­ма, рас­по­ложен­ных тре­уголь­ни­ком, что да­вало воз­можность «иметь в бою всег­да два пу­леме­та нап­равлен­ных в цель на слу­чай за­дер­жки од­но­го из них».

Бро­неви­ки за­щища­лись хро­мони­келе­вой бро­ней «осо­бой за­кал­ки» тол­щи­ной 5 мм (пе­ред­ний и кор­мо­вые лис­ты), 3,5 мм (бор­та кор­пу­са) и 3 мм (кры­ша). Столь ма­лые тол­щи­ны объ­яс­ня­лись ис­поль­зо­вани­ем лег­ко­вого шас­си, ко­торое и так ока­залось пе­рег­ру­жен­ным. Для боль­шей пу­лес­той­кос­ти лис­ты бро­ни ус­та­нав­ли­вались под боль­ши­ми уг­ла­ми нак­ло­на к вер­ти­кали — в по­переч­ном се­чении кор­пус пред­став­лял со­бой шес­ти­уголь­ник с нес­коль­ко рас­ши­рен­ной вер­хней частью. Эки­паж бро­не­ав­то­моби­ля сос­то­ял из офи­цера, шо­фера и трех пу­лемет­чи­ков, для по­сад­ки ко­торых име­лась двер­ца в ле­вом бор­ту кор­пу­са. Кро­ме то­го, при не­об­хо­димос­ти мож­но бы­ло по­кинуть ма­шину че­рез от­кидную кры­шу в зад­ней час­ти. Во­зимый бо­еком­плект сос­тавлял 9000 пат­ро­нов (36 ко­робок с лен­та­ми), за­пас бен­зи­на сос­тавлял 6 пу­дов (96 кг), а пол­ная бо­евая мас­са ма­шины — 185 пу­дов (2960 ки­лог­раммов).

Осо­бен­ностью ав­тобро­невых час­тей Рус­ской Ар­мии бы­ло то, что с са­мого на­чала их соз­да­ния в них имел­ся боль­шой про­цент доб­ро­воль­цев, при­чем не толь­ко офи­церов, но и сре­ди ун­тер-офи­церов. Сре­ди пос­ледних был вы­сок про­цент сверх­сроч­нослу­жащих и воль­но­оп­ре­деля­ющих­ся из вы­сокок­ва­лифи­циро­ван­ных ра­бочих-сле­сарей и ме­хани­ков. В це­лом, по­дав­ля­ющее боль­шинс­тво слу­жив­ших в бро­нечас­тях сос­тавля­ли гра­мот­ные лю­ди, быс­тро ос­ва­ивав­шие но­вую бо­евую тех­ни­ку, ис­поль­зо­вание ко­торой тре­бова­ло тех­ни­чес­кой под­го­тов­ки и ини­ци­ати­вы. При наз­на­чении в ав­то­пуле­мет­ные взво­да от­би­рались на­ибо­лее под­го­тов­ленные ар­тилле­рис­ты, пу­лемет­чи­ки и шо­феры. Сре­ди офи­церов бро­нечас­тей был боль­шой про­цент лю­дей из ар­тилле­рий­ских и гвар­дей­ских час­тей, а так­же пра­пор­щи­ков во­ен­но­го вре­мени, имев­ших выс­шее тех­ни­чес­кое об­ра­зова­ние или ра­ботав­ших до вой­ны ин­же­нера­ми. Все это при­вело к то­му, что уже в се­реди­не 1915 го­да ав­тобро­невые час­ти ста­ли сво­его ро­да ар­мей­ской эли­той. Это­му спо­собс­тво­вало и ак­тивное ис­поль­зо­вание бро­неви­ков в бо­ях, и вы­сокий про­цент наг­ражден­ных сре­ди лич­но­го сос­та­ва. По­это­му бро­невые час­ти в боль­шинс­тве сво­ем ос­та­лись вер­ны при­сяге и не под­да­вались аги­тации раз­личны­ми пар­ти­ями в 1917 го­ду.

Максим Коломиец

 

 

Ссылка на первоисточник
наверх