На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Любители истории

74 968 подписчиков

Свежие комментарии

  • Владимир Алтайцев
    врёшь, подонок. Сталин  этого не мог сказать. Засунь себе в очко  измышления Солженицера АбрамаПочему Курчатов с...
  • Владимир Алтайцев
    Врёшь, мразь. Амнистировал не Берия, а  ВЦИК  СССР.Почему Курчатов с...
  • Илдар Гилязетдинов
    Он один из всех ТЕХ  разведчиков и пьяных командиров, ВКЛЮЧАЯ   и ВЫШЕСТОЯЩИХ . которым надо ОБЪЯСНИТЬ и согласовать ...Александр Матросо...

Черный флаг с черепом: почему на Кавказе так боялись казака Якова Бакланова

Черное знамя 17-го Донского казачьего полка наводило на горцев настоящий ужас. И дело было не только в суевериях. Командиром упомянутого полка был Яков Бакланов, отличавшийся не только невероятной храбростью, но и физической силой. По словам современников, Бакланов перерубал шашкой всадника на коне от плеча до седла.

И смел, и силен, и неуязвим

Русскому военачальнику Якову Петровичу Бакланову отчаянная храбрость, по всей видимости, досталась по наследству. По крайней мере, по утверждению автора биографического очерка «Яков Петрович Бакланов» Василия Потто, отец Бакланова, происходивший из казаков, также отличался невероятной смелостью. Сам Яков, родившийся в станице Гугнинской в 1809 году, еще в возрасте 15 лет начал служить в 1-м Донском казачьем полку, находившимся под командованием Бакланова-старшего. Уже спустя 4 года Яков Бакланов удостоился ордена Святой Анны IV степени с надписью «за храбрость» за отличия при разбитии армии верховного визиря при селении Кулевичи. Впоследствии он получил еще немало наград именно за свою смелость.

Между тем, кроме необузданного нрава, Яков Бакланов мог похвастать и своей невероятной физической силой, а также необыкновенной выносливостью. Так, Сергей Мосолов в своей книге «История казачества» пишет о том, что, по словам современников, Бакланов мог не спать несколько ночей подряд. В самые трудные минуты боя он первым бросался в атаку, увлекая за собой остальных. В текстах многих казачьих песен упоминается «страшный баклановский удар». Яков Петрович в буквальном смысле разрубал шашкой седока на коне от плеч до седла. Однако сам Бакланов был фактически неуязвим: всякий раз он, тяжело раненый (в том числе в голову), возвращался к жизни и снова вставал в строй.

Кавказский дьявол

Ранение в голову Яков Бакланов получил во время Кавказских походов. В этот период он участвовал во множестве боев с закубанскими горцами под руководством начальника Кубанской линии генерала Засса. Если верить авторам издания «Донская история в вопросах и ответах» Евгению Дулимову и Сергею Кислицыну, Бакланов особенно отличился в июле 1836 году в экспедиции, целью которой было истребление аулов между реками Псефиром, Лабой и Белой. При штурме одного из них он руководил отрядом охотников, был ранен, но отряд, увлеченный его боевым духом, продолжал сражаться и выдержал 12 атак. И это при том, что формирование горцев в 4 раза превосходило отряд Бакланова. Позже Бакланов и его подчиненные преследовали противника 15 верст. В итоге горцы были ликвидированы.

Так воевал Яков Бакланов в каждом бою. Неудивительно, что в 1850 году он, уже будучи полковником, начал командовать 17-м Донским казачьим полком. Примечательно, что у полка было собственное знамя – кусок черной материи с вышитым черепом и словами «Чаю воскресения мертвых и жизни будущаго века. Аминь». По утверждению автора издания «Самые знаменитые георгиевские кавалеры России» Юрия Лубченкова, этот флаг придумал вовсе не Бакланов: казак нашел его в посылке, доставленной на его имя неизвестно откуда. Яков Петрович тут же приделал к материи древко, соорудив знамя. Горцы испытывали от созерцания черного флага настоящий ужас. И не только из-за суеверия. Просто за знаменем неизменно появлялся и сам Бакланов, которого враги называли «кавказским дьяволом».

Бедный генерал

В 1853 году Якову Бакланову пришлось расстаться с 17-м казачьим полком, который он передал своему давнему боевому товарищу Полякову. Дело в том, что именно тогда, как указано в издании «Казачьи войска» (Составитель В.Х. Казин, под редакцией В.К. Шенк), высочайшим указом Бакланову было приказано состоять при Кавказском корпусе в качестве начальника кавалерии левого фланга. Постоянным местопребыванием Якова Петровича была названа крепость Грозная. Впоследствии он стал походным атаманом Донских казачьих полков, располагавшихся на Кавказе, удостоился генеральского чина и многих наград, среди которых была и высшая - Императорский Военный орден Святого Великомученика и Победоносца Георгия.

Несмотря на заслуги перед Отечеством, 64-летний Яков Бакланов умер в нищете. Впрочем, если верить автору книги «Донцы XIX века» Олегу Лобову, это случилось потому, что Бакланов никогда не знал счета деньгам. Генералу не у кого было этому научиться: его отец тоже был беден и имел лишь один деревянный дом в той самой Гугнинской станице (теперь она носит название Баклановская). «Кавказский дьявол» был похоронен в Петербурге на кладбище Воскресенского девичьего монастыря на счет Войска. Донцы и почитатели Бакланова поставили на его могиле памятник. Через 38 лет прах Якова Петровича переместили в Вознесенский собор Новочеркасска, где нашли свой последний приют и другие казаки.

Картина дня

наверх