Любители истории

75 206 подписчиков

Свежие комментарии

  • Vlad Иванов
    Переведите, пожалуйста на русский: «ржака разобрала от неграмотности аффтыря.Какие архивные до...
  • Vlad Иванов
    Вот именно. Историю пишут палачи и победители.Какие архивные до...
  • Vlad Иванов
    Это дополнительный аргумент в пользу их опубликования.Какие архивные до...

«Золото» БАМа: завершение последней великой советской стройки

1 октября 1984 года было торжественно уложено «золотое» звено, а 27 октября введена в действие Байкало-Амурская магистраль.
Байкало-Амурской магистрали выпала особая судьба. БАМ стал последним из крупных инфраструктурных проектов времён Советского Союза и, пожалуй, самым спорным из них.
Во времена перестройки и постсоветский период БАМ бичевали за нерентабельность, называли памятником советской гигантомании.
 
«Золото» БАМа: завершение последней великой советской стройки Не обошлось из без едких замечаний главного экономиста новой России Егора Гайдара: «Проект строительства Байкало-Амурской магистрали — характерный пример социалистической «стройки века». Проект дорогой, масштабный, романтический — красивые места, Сибирь. Подкреплённый всей мощью советской пропаганды, экономически абсолютно бессмысленный. Дороги умели строить — это не производить конкурентоспособную продукцию или хорошие товары народного потребления. Беда в том, что никто так и не задумался над элементарным вопросом: „А зачем мы строим эту дорогу? Что мы собираемся по ней возить и в какую сторону?“».
 
«Золото» БАМа: завершение последней великой советской стройкиОднако к началу второго десятилетия XXI века отношение к БАМу вновь кардинально изменилось. На модернизацию БАМа и обновление Транссиба из Фонда национального благосостояния направлено 150 миллиардов рублей.

 
«Золото» БАМа: завершение последней великой советской стройкиС третьей попытки
На самом деле проект строительства железной дороги через северную оконечность Байкала впервые возник не в позднем СССР, а практически на 100 лет раньше, в конце XIX века. Тогда же были начаты и первые изыскательские работы.
 
«Золото» БАМа: завершение последней великой советской стройкиРеализации проекта помешала его дороговизна и техническая сложность.
 
«Золото» БАМа: завершение последней великой советской стройкиНовая попытка была предпринята в 1930-х годах, когда вышло постановление СНК СССР «О строительстве Байкало-Амурской железной дороги». И снова всё те же проблемы — техническая сложность реализации, нехватка рабочих рук, высокая стоимость. Окончательно проект похоронила война — рельсы и даже фермы мостов с уже построенных участков срочно перебрасывали в европейскую часть страны, где необходимо было восстанавливать разрушенную инфраструктуру.
 
«Золото» БАМа: завершение последней великой советской стройкиТретья попытка началась в конце 1960-х годов, когда новые проектно-изыскательские работы велись с учётом ранее полученного опыта.
 
«Золото» БАМа: завершение последней великой советской стройкиВ 1974 году проект перешёл в практическую плоскость. В апреле того же года на 17-м съезде ВЛКСМ БАМ был объявлен всесоюзной ударной комсомольской стройкой.
Прямо со съезда многие делегаты уезжали на строительство в составе вновь созданных комсомольских бригад.
 

«Золото» БАМа: завершение последней великой советской стройки«Слышишь, время гудит: БАМ!»

Для целого поколения советских юношей и девушек БАМ стал главным делом жизни.
 
«Золото» БАМа: завершение последней великой советской стройкиПостановлением ЦК КПСС и Совета министров СССР от 8 июля 1974 года «О строительстве Байкало-Амурской железнодорожной магистрали» были выделены необходимые средства для строительства железной дороги первой категории Усть-Кут (Лена) – Комсомольск-на-Амуре протяжённостью 3145 км, второго пути Тайшет – Усть-Кут (Лена) — 680 км, линий Бам – Тында и Тында – Беркакит — 397 км.
 
«Золото» БАМа: завершение последней великой советской стройкиНа целое десятилетие БАМ оказался в центре внимания всей страны. Сводками со строительства открывались выпуски главной информационной программы советского ТВ «Время», лучшие поэты и композиторы посвящали стройке свои произведения.
 
«Золото» БАМа: завершение последней великой советской стройкиГосударство не жалело для БАМа средств. Помимо расходов на само строительство, туда щедро направлялись дефицитные товары народного потребления. Специально для нужд стройки закупалась новейшая импортная техника, которая не производилась в СССР.
 
 
«Золото» БАМа: завершение последней великой советской стройкиЗвёзды советской эстрады 1970–1980-х годов ездили выступать на БАМ так же, как в годы войны их предшественники ездили выступать на фронт.
 
«Золото» БАМа: завершение последней великой советской стройкиВ течение десяти лет строители западного и восточного участков магистрали шли навстречу друг другу, работая в труднейших условиях сложного грунта, сталкиваясь с тяжёлыми горными породами на перевальных участках, при удушающей жаре летом и шестидесятиградусных морозах зимой…
 
«Золото» БАМа: завершение последней великой советской стройки

Как комсомольцы-ударники «перестарались»

Историческая встреча строителей произошла 29 сентября 1984 года на участке Куанда – Чара в районе тогда ещё несуществующего Балбухта. Бригады Александра Бондаря (западный участок) и Ивана Варшавского (восточный участок) встретились в 16:05 местного времени на берегу реки Сюльбан.
 
«Золото» БАМа: завершение последней великой советской стройкиНа самом деле эта смычка произошла не так, как планировалось, из-за форс-мажорных обстоятельств. На восточном участке произошла авария на строительстве Кодарского туннеля, в результате чего пришлось строить временный обход. И тогда бригадиру путеукладчиков западного участка Александру Бондарю сказали: «Саша, на тебя вся надежда!».
 
«Золото» БАМа: завершение последней великой советской стройкиБондарь и его товарищи не подкачали. Более того, развив невероятную скорость (больше пяти километров уложенных путей в день), бригада Бондаря проскочила предполагаемое место стыка на станции Куанда и встретилась со строителями восточного участка на два дня раньше намеченного срока.
 
«Золото» БАМа: завершение последней великой советской стройкиОднако в Куанду уже съехались ответственные лица, многочисленные журналисты, были подготовлены торжественные мероприятия, которые ни отменять, ни переносить не было решительно никакой возможности.
 
«Золото» БАМа: завершение последней великой советской стройкиИ тогда выход был найден. В Куанде сняли два звена рельсового пути, которые вновь уложили 1 октября 1984 года в торжественной обстановке. Так «золотое» звено БАМа было уложено официально.
 
«Золото» БАМа: завершение последней великой советской стройкиИ в Балбухте, и в Куанде установили памятники, посвящённые этому событию. Но если в Куанде он официально-монументальный, то в Балбухте стоит тот, который придумали сами строители, — две сходящиеся рельсовые колеи, на шпалах — названия станций, пройденных бригадами.
 
«Золото» БАМа: завершение последней великой советской стройки

Последний объект БАМа сдали в 2003 году

Бригадирам Ивану Варшавскому и Александру Бондарю было присвоено звание Героев Социалистического Труда. Кстати, бригаде Бондаря и по сей день принадлежит мировой рекорд по скорости укладки железнодорожного полотна — 5,4 км в сутки.
 
«Золото» БАМа: завершение последней великой советской стройкиВ жизни Александра Васильевича Бондаря было ещё одно «золотое» звено. В ноябре 2011 года он в присутствии президента России Дмитрия Медведева руководил укладкой последнего звена Амуро-Якутской железной дороги, соединившей труднодоступные районы Якутии с БАМом.
 
«Золото» БАМа: завершение последней великой советской стройкиУкладка «золотого» звена БАМа была лишь символическим окончанием этой грандиозной стройки. В постоянную эксплуатацию в объёме пускового комплекса магистраль была сдана только спустя пять лет, в ноябре 1989 года. А самый сложный объект стройки, Северо-Муйский тоннель протяжённостью более 15 км, был сдан в эксплуатацию только в декабре 2003 года.
Как бы ни относились к БАМу сегодня, нужно признать, что будущее России немыслимо без осуществления масштабных инфраструктурных проектов. И об опыте БАМа, как положительном, так и отрицательном, забывать нельзя.
 
«Золото» БАМа: завершение последней великой советской стройки

Картина дня

))}
Loading...
наверх