
Российские правители, за исключением Павла I, скептически относились к перспективам освоения Аляски. Иного мнения были промышленники, которые видели в дальних владениях не только источник обогащения, но и форпост для доминирования в Тихоокеанском регионе.
Русская Америка
Считается, что первыми, кто увидел берега Аляски, были участники экспедиции Семена Дежнева в 1648 году.
Чуть позднее, в 1697 году, покоритель Камчатки Владимир Атласов, бывалый первопроходец, посетил еще неизведанные берега, откуда по льду «приходят иноземцы», которые «говорят своим языком и приносят соболи». Однако соболя, по оценке Атласова, были «худые с полосатыми хвостами». Русский промышленник не мог знать, что то были еноты, зверьки, неизвестные тогда в России.Еще придет время экспедиций Витуса Беринга и Михаила Гвоздева, прежде чем на Аляске будут основаны первые русские поселения. Официальный Петербург выказал полное равнодушие к вопросу освоения новых земель за Беринговым проливом. Инициативу в этом деле взяли в свои руки промысловики, которые сразу заинтересовались рассказом участников экспедиции Беринга об обширных лежбищах морского зверя.
В 1740-х годах российские торговцы и охотники установили тесные контакты с алеутами, что позволило им организовать не один десяток экспедиций вдоль побережья Аляски и на соседние острова. Промысловые походы финансировались исключительно частными компаниями сибирских купцов.
К 1770-м годам среди торговцев и заготовителей пушнины особое место занимал Григорий Шелихов. Во многом благодаря его неуёмной энергии в новых краях были обустроены постоянные русские владения.
В 1772 году на острове Уналашка закладывается первое российское торговое поселение, которое впоследствии станет главным портом империи в регионе и базой Российско-Американской Компании. В 1778 году эти места посетил Джеймс Кук, который подсчитал, что общее число русских промышленников, находившихся на Алеутских островах и в акватории Аляски, составляло около 500 человек.
Амбициозные планы
Со временем в правительстве стали задумываться о том, чтобы объединить промышлявшие на Аляске купеческие компании и подчинить их интересам государства. Так, в 1780 году секретарь Коммерц-коллегии Михаил Чулков подал генерал-прокурору князю Александру Вяземскому соответствующий проект, согласно которому учреждаемая компания получила бы 30-летнюю монополию на промысел и торговлю на всем Тихоокеанском Севере. У Екатерины II из-за ее стойкой неприязни к монополиям идеи Чулкова поддержки не нашли. Но они зажгли Шелихова, который совместно с купцом Иваном Голиковым учредил объединение, ставившее своей целью не просто добычу пушнины на Аляске, а создание там постоянных поселений. При этом компаньоны добивались непосредственного патронажа иркутских губернаторов, как над своей компанией, так и над основанными в Америке колониями.
В марте 1788 года Комиссия о коммерции, плавании и торговле на Тихом океане ходатайствовала перед императрицей о льготах и государственной помощи, необходимых компании Шелихова–Голикова. В частности, компания просила содействия в предоставлении ей торгово-промысловой монополии как в уже освоенных районах, так и на вновь открываемых территориях сроком до 20 лет. Увы, ответ Екатерины был резко отрицательным.
А вот Павлу I, который все делал в пику своей матери, мысль об установлении монополии на пушной промысел в Новом Свете показалась конструктивной. По инициативе нового самодержца в 1799 году была сформирована Под Высочайшим Его Императорского Величества покровительством Российская Американская компания (РАК), целью которой было освоение Аляски и управление этой территорией, а также представление и защита интересов России на Тихом океане.
Одним из основателей компании стал зять Шелихова Николай Резанов (известный нам по рок-опере «Юнона и Авось»). Возглавил РАК выходец из старинного купеческого рода — Александр Баранов, который был помощником Шелихова еще с 1791 года. Этот беспримерно честный человек, который будет управлять Русской Америкой более двух десятилетий и контролировать многомиллионные суммы, так и не наживет себе никакого состояния. В последующем в число акционеров РАК входили Александр I и великие князья, крупные государственные деятели и промышленники.
Шелихов разработал масштабный проект деятельности РАК. План включал следующие пункты: защитить компанию от произвола путем покровительства иркутского генерал-губернатора; отправить в американские поселения воинскую команду, разного рода специалистов, ссыльнопоселенцев и миссионеров; добиться санкции на покупку у местных вождей рабов и расселить их на Камчатке и Курилах. Также перед компанией ставилась задача получить разрешение на торговлю со странами Тихоокеанского бассейна; запретить иностранцам заниматься торгово-промысловой деятельностью в пределах формирующейся Русской Америки.
Работе РАК трудно дать однозначную оценку. Конечно, нужно признать отвагу и предприимчивость, с которыми ее создатели приступили к достижению амбициозных целей. Однако отсутствие у многих промышленников стратегического мышления, их стремление к быстрой наживе и склонность к взяточничеству практически свели на нет благие начинания.
Заокеанское хозяйство
В первой четверти XIX века прибыль РАК была баснословной, исчислялась миллионами. Обеспечивалась она высокой стоимостью шкурок каланов, вызывавших на рынках Европы и Азии небывалый ажиотаж. По свидетельству Баранова, в 1811 году доход от продажи шкур каланов составил 4,5 млн рублей – громадные по тем временам деньги. Большой спрос был и на шкуры морских выдр: с конца XVIII столетия до 20-х годов XIX века стоимость одной шкурки выросла со 100 до 300 рублей . Для сравнения соболь стоил в 20 раз меньше. Кроме этого, немалый доход в казну РАК приносила добыча котиков, бобров, выдр, лисиц, песцов, медведей и моржовых клыков. Прибыльность РАК в лучшие годы доходила до 1000%! Оклады морских офицеров-сотрудников РАК были в 10 раз выше, чем в среднем на флоте. Вплоть до 1820-х годов прибыль компании позволяла ей самостоятельно осваивать территории.
С 1790-х годов на Аляске русские корабельные мастера начали развивать судостроение. В 1799-1821 гг. в Новоархангельске (сегодня Ситка) были построены 15 кораблей, а в 1853 году здесь на воду спустили первый на Тихом океане пароход.
Изучали русские и возможность более глубокого хозяйственного использования Аляски. Некоторые российские эксперты полагали, что на этой территории может быть золото. Это предположение подтвердится только в конце XIX столетия, и начнется «золотая лихорадка». Но русских там уже не будет.
Баранов не остановился на освоении Аляски. В начале 1800-х он наладил торговлю с Гавайями. С далекого архипелага российские корабли везли соль, сандаловое дерево, тропические плоды, кофе, сахар. Как настоящий государственник, Баранов планировал заселить Гавайи староверами-поморами из Архангельской губернии. Благо этому не мешали местные царьки, с которыми глава РАК нашел общий язык. Более того, туземцы настолько прониклись доверием к русскому посланцу, что запросили для жителей островов российское подданство.
Русские пошли еще дальше и уже присматривались к Маршалловым островам. Но Петербург в итоге охладил пыл промышленников и категорически отказался присоединять Гавайские и Маршалловы острова к империи.
Мы можем только восхищаться русскими поселенцами Аляски, которые относительно небольшой группой (примерно 800 человек) смогли освоить столь огромные земли побережья, добрались до Калифорнии и претендовали на Гавайи. Однако вглубь материка они так и не пошли, опасаясь столкновения с враждебными индейцами. Пожалуй, именно катастрофическая нехватка людей сыграла роковую роль в судьбе Русской Америки.
Первым, кто в высших кругах заговорил о продаже Аляски, был Николай Муравьев-Амурский, генерал-губернатор Восточной Сибири. В предоставленной в 1853 году Николаю I записке он изложил свои взгляды на проблемный регион. Муравьев-Амурский придерживался мнения, что площадь в 1,5 млн кв. км подданные его Величества защитить не смогут. А если отдать эту территорию США, то в будущем можно выстраивать с заокеанской державой доверительные отношения.
Российские власти понимали, что Аляска требует огромных вложений. Но правительство не готово было идти на такие расходы. Другим серьезным аргументом в пользу отказа от Аляски был упадок пушного промысла, почти полное истребление каланов и сильное сокращение популяции морской выдры. Регион в скором времени грозил стать полностью дотационным. РАК стала испытывать проблемы в обеспечении колонистов продовольствием и уже договаривалась с британской компанией о поставке продуктов питания.
От «лишних территорий» лишено было избавиться, и 30 марта 1867 года в Вашингтоне был подписан договор, по которому Россия уступала Аляску за 7 200 000 долларов золотом. Очень долго считалось, что Россия так и не получила означенной суммы. Однако не так давно в госархиве РФ был найден документ, составленный сотрудником Министерства финансов в 1868 году.
Вот его содержание:
«За уступленные Северо-Американским Штатам Российские владения в Северной Америке поступило от означенных Штатов 11 362 481 р. 94 коп. Из числа 11 362 481 руб. 94 коп. израсходовано за границею на покупку принадлежностей для железных дорог: Курско-Киевской, Рязанско-Козловской, Московско-Рязанской и др. 10 972 238 р. 4 к. Остальные же 390 243 руб. 90 к. поступили наличными деньгами».
Получается, что Россия в определенной степени обеспечила деньгами от продажи Аляски строительство того, в чем более всего нуждалась – дорог. Вопросу, чего наша страна лишилась, потеряв свои заокеанские владения, суждено навсегда остаться дискуссионным.
Свежие комментарии